Являются ли ограничители скорости лучшим способом снижения смертности на дорогах?

Седат Игдеджи - Являются ли ограничители скорости лучшим способом снижения смертности на дорогах?

С этого года Европейский союз планирует сделать ограничители скорости обязательными для всех новых автомобилей, а Великобритания намерена последовать их примеру даже после Brexit. Но достаточно ли это надежно? Поначалу это, безусловно, сбивает с толку: вы счастливо едете по проселочной дороге на скорости 80 км/ч, когда знак ограничения скорости на приборной панели начинает раздраженно мигать, и ваша машина начинает замедляться сама по себе. Вот каково это — использовать интеллектуальную систему поддержки скорости (ISA). Автомобиль также позаботится о том, чтобы при проезде через населенный пункт, ваша скорость оставалась предельно низкой. Это будет происходить не путем автоматического включения тормозов, а путем ограничения мощности двигателя. Если по какой-то причине ваша скорость начнет возрастать, у вас начнет мигать электронный индикатор. Подобные системы уже доступны на многих новых автомобилях, хотя работать они будут только в случае, если вы сами их включите. Однако в ближайшее время, новая система станет гораздо более распространенной, потому что Европейский союз планирует сделать ее обязательной для всех новых автомобилей с 2022 года. Европейский совет по безопасности транспорта уже давно выступает за использование этой системы, ссылаясь на исследования, предполагающие, что она является наиболее эффективной для жизни водителя. Министерство транспорта заявило, что те же правила будут применяться и в Великобритании, даже когда она покинет ЕС. Фактически, ЕС установил гораздо более широкий диапазон обязательных мер безопасности, которые должны быть установлены на всех автомобилях с этой даты, включая экстренное автоматическое торможение, помощь в движении по полосе и системы, чтобы водители не могли заснуть или отвлечься. Но до сих пор ни один из них не оказался настолько спорным, как ISA. Это потому, что ISA ограничивает скорость, а сама идея принудительных ограничителей скорости — это то, против чего выступают многие водители. Сторонники нововведения утверждают, что существуют неправильные представления о том, что такое ISA и что он на самом деле делает. «Большинство людей хотят придерживаться ограничения скорости, но им нужна помощь для какой-либо конкретной дороги. Эта система поможет им в этом» – говорит Мэтью Эйвери из Thatcham Research, организации, которая проводит испытания новой системы. Другими словами, это скорее помощь для водителя, а не повод посадить его в чем-то оградить. Тем не менее, согласно Европейскому совету по безопасности транспорта, при массовом внедрении она может принести существенные преимущества в плане безопасности, потенциально сократив ДТП на 30%, число смертей на дороге на 20%.

Как это устроено

Чтобы регулировать скорость, автомобиль должен знать, какой предел разрешен в данной области. В настоящее время это можно сделать двумя способами: во-первых, можно использовать технологию спутниковой навигации GPS, чтобы точно определить, где находится автомобиль и куда он направляется, и сравнить его с картографической базой данных, в которой записаны различные ограничения скорости. Преимущество такой системы состоит в том, что она не только знает, какое ограничение на участке дороги, на котором вы находитесь, она также может предупредить вас о том, что будет впереди. Но это хорошо, когда база данных, на которую он опирается, является новой и полной. Альтернативой является использование камеры и программного обеспечения, которые могут сами «читать» знаки ограничения скорости. Это позволяет бортовому компьютеру реагировать на переменные ограничения и кратковременные ограничения скорости. Это может звучать как слишком высокие затраты, но, по словам Роланда Шефера, эксперта по безопасности в Ford of Europe, многие автомобили уже оснащены необходимым оборудованием. «Если у вас уже есть GPS-навигация, если у вас уже есть камера в автомобиле, тогда все, что вам нужно, это программное обеспечение. Довольно сложное, но все же просто программное обеспечение», — говорит он. Профессор Оливер Карстен из Института транспортных исследований Лидского университета согласен с этим. Он принимал участие в крупном шестилетнем исследовании ISA, которое финансировалось правительством Великобритании. «Первоначально мы оценили возможные расходы в 2000 фунтов стерлингов за автомобиль», — говорит он. «Но теперь дополнительные расходы незначительны, потому что у вас уже есть камера на вашем автомобиле».